От налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) поступают вопросы, казалось бы, уже обсуждавшиеся не раз. В частности о том, какой продукт добычи является полезным ископаемым, как производится оценка стоимости добытых полезных ископаемых.
Несмотря на то, что налоговыми органами производятся и камеральные, и выездные налоговые проверки в соответствии с налоговым законодательством, налогоплательщики не всегда соглашаются с результатами названных проверок.
Рассмотрим ситуацию в отношении добычи мрамора.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Общество обратилось с обращением, в котором содержалось несогласие с применяемой инспекцией методикой определения вида добытого полезного ископаемого и оценки стоимости добытого полезного ископаемого.
Самим обществом в качестве объекта налогообложения НДПИ определен мраморный блок, соответствующий ГОСТу или техническим условиям. Стоимость блока рассчитана обществом исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого.
Вместе с тем, при проведении мероприятий налогового контроля инспекцией в качестве полезного ископаемого признана горная масса, добытая из недр, а оценка стоимости добытого полезного ископаемого произведена исходя из его расчетной стоимости. По мнению общества действия инспекции нарушают положения Кодекса.
Исследование материалов дела показало, что общество в соответствии с лицензией на право пользования недрами осуществляет добычу мраморов.
Из Протокола заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Департаменте природных ресурсов по Уральскому региону (далее – Протокол) следует, что общество является специализированным камнедобывающим и камнеперерабатывающим предприятием и в городе Екатеринбурге имеет камнерезный цех, где кроме камнерезного оборудования используется итальянская линия BRA.
Полезная толща месторождения недр, где обществом производится добыча полезных ископаемых, представлена мраморами темно-серого, серого, светло-серого цветов. Химический состав мраморов характеризуется постоянством, с высоким содержанием СаСО3 (99,2%), содержание вредных примесей очень незначительное.
Из Протокола следует, что по результатам исследований (качественной и технологической оценке) установлена пригодность мраморов месторождения для получения блоков, отвечающих требованиям стандартов на блоки и полированную плиту.
В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 № 503-ст, видом полезного ископаемого из группы с кодом 1411 «Камень строительный» является мрамор (код 141156). Такие виды полезных ископаемых как «блоки мраморов» или «облицовочный мрамор» в названном Классификаторе не значатся.
Министерство природных ресурсов Свердловской области (далее – МПР Свердловской области) в письме, адресованном в адрес общества, указало, что списание запасов должно производиться в соответствии с добытыми объемами мрамора в подсчётном блоке. Из данного письма также следует, что блоки являются произведенной товарной продукцией из добытого полезного ископаемого – мрамора. Следовательно, мраморные блоки - продукция переработки добытого мрамора.
Кроме того, МПР Свердловской области проинформировало инспекцию о том, что списание запасов по формам федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр и 70-тп должно производиться в соответствии с объемами всей добытой горной массы мраморов.
В рассматриваемой ситуации необходимо учесть положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.12.2007 № 64, в котором в частности, указано:
Положение пункта 1 статьи 337 Кодекса о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
При определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 Кодекса не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
В силу п.п. 7, 8 ст. 339 Кодекса полезным ископаемым во всех случаях не может быть признана конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что по аналогичной ситуации было вынесено Постановление ФАС Уральского округа от 01.12.2010 № Ф09-9897/10-С3 по делу № А60-13327/2010-С10, которое оставило без изменения решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности. В названном Постановлении ФАС Уральского округа, в частности, указано, что применение по месторождению количества добытого полезного ископаемого с учетом выхода кондиционного блока необоснованно.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод: в извлеченном из недр минеральном сырье месторождения содержится продукция, характеризуемая в полном объеме и физическими свойствами (мраморами темно-серого, серого, светло-серого цветов), и химическим составом (постоянство, высокое содержание СаСО3 (99,2%)), соответствующие стандарту. Данное минеральное сырье и является добытой из недр горной массой мраморов, которая в дальнейшем перерабатывается в мраморные блоки.
Следовательно, именно минеральное сырье (горная масса, состоящая из мраморов) будет являться для общества добытым полезным ископаемым, а не мраморные блоки, являющиеся продукцией обрабатывающей промышленности.
Что касается оценки стоимости добытого полезного ископаемого, то в силу п. 4 ст. 340 Кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 3 п. 1 ст. 340 Кодекса, т.е. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Из счетов-фактур следует, что общество реализует продукты переработки - мраморные блоки, скальный грунт, щебень мраморный, а не горную массу (добытый из недр мрамор). Следовательно, реализация самого добытого полезного ископаемого отсутствует, имеет место реализация продукции переработки добытого полезного ископаемого.
Таким образом, применяемый инспекцией порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых правомерен.